Картина про Винсента Ван Гога должна передавать непростой характер этого человека, его мироощущение, художественное видение. Безусловно, это задача не из легких. Думаю, что Ван Гог сейчас - это мейнстрим, некий тренд, и если говорить про то, что Винсент родился и творил не в своё время... видимо, сейчас оно пришло. Картины Ван Гога стоят на заставках телефона, используются для принтов на обложках паспорта, носках, кошельках… И мне кажется, что это круто: таким образом великий художник становится частью современной культуры и про него узнаёт все больше людей. На экраны вышел очередной и очень хороший фильм про художника - “Ван Гог. На пороге вечности”.

Общеизвестно, что судьба Винсента была не из лёгких. Он страдал от тяжелого психического заболевания, а за всю жизнь из более чем 2000 тысяч картин продал единицы (достоверно известно о 14 покупках, что разрушает миф о “всего лишь одной проданной при жизни работе”). Как и многие великие творцы, Ван Гог стал знаменитым лишь после смерти. В общем, режиссер Джулиан Шнабель поставил себе непростую задачу: показать судьбу и сохранить память о периоде творческого расцвета художника. Что ж, у него получилось. Во многом благодаря непревзойденному Уиллему Дефо, 63-х летнему мэтру, сумевшему стать (именно стать, а не сыграть) 37-летним Ван Гогом. Я советую смотреть фильм только ради него: это полный восторг - и совершенно заслуженная номинация на “Оскар”.

Возвращаясь к непростой задаче Шнабеля передать мироощущение Ван Гога, я должен отметить операторскую работу, которая, как уже писали многие профессиональные критики, повторяет движения кисти художника. Четкие, резкие, короткие и уверенные. Бенуа Деломм (оператор), кстати, снимал “Мальчика в полосатой пижаме”. Историю, в общем-то, тоже непростую. Но если говорить про Ван Гога, то тут Винсент, когда бежит по траве, словно бы передвигается по масляным краскам, по холсту самого художника. Подход очень нестандартный, интересный и цепляющий. И в каждом движении камеры мы чувствуем дыхание самого Ван Гога. Зритель становится частью природы (главного вдохновения и Бога - “God is nature and nature is beauty” - для Винсента): листочком на дереве, лучиком солнца или увядшим подсолнухом.

Жизнь художника - это поиск интересного ракурса, красивого пейзажа, цепляющей натуры. Но в первую очередь, это постоянный поиск себя в творчестве. И фильм “Ван Гог. На пороге вечности” именно об этом: история одного из самых неоднозначных, но определенно великих художников 19 века, который чувствовал, что он - “до всякого столетья”. Поэтому и прожил он свою жизнь “на пороге вечности”. А ещё это история про важность поддержки от родных нам людей, потому что без Тео Ван Гога мир бы не увидел великолепных картин брата. Его искренняя самоотдача, как бы это клишировано ни звучало, должна послужить примером настоящей любви. Именно поэтому я не смог пропустить “Ван Гога” в кино. Надеюсь, не пропустите и вы.

Никита КУЛИКОВ