Боль, страх, месть, ненависть. Что может сотворить человек, которым овладели эти чувства? Главный герой фильма “Завод” как раз такой: жестокий и черствый. Но ведь не только от нас зависит собственный характер, часто - окружающая среда предполагает определенную модель поведения. Правда, действия Седого (главного героя фильма Юрия Быкова) не могли предугадать даже его коллеги по работе, “станочники”. Они, как и Седой, простые работяги, трудящиеся за гроши в надежде прокормить семью или хотя бы себя. Классический пролетариат, который, как известно, вырос из крестьянства.

О крестьянстве я вспоминаю не случайно, потому что Седой напоминает не просто озлобленного человека, нет. Он - настоящий революционер, Степан Разин и Емельян Пугачев своего времени… и своих обстоятельств. Классическое неравенство, частью которого неизбежно являемся мы с вами и смиренно его принимаем, раздражает и будоражит Седого. В погоне за справедливостью он разрабатывает план: захватить владельца завода Калугина, потребовать денег и восстановить справедливость с помощью коллег по цеху. Отвезти деньги и вытащить Калугина берется глава личной охраны бизнесмена Туман, и вся история превращается в игру, где одни выполняют работу, а вторым просто нечего терять.

Это история в сеттинге российских реалий сквозь видение Юрия Быкова. Очевидно, мы в провинции (самые внимательные обнаружат - Ростовская область). И она настолько серая, подавленная, депрессивная, что жить самому не очень хочется. Однако надо отдать должное режиссеру: криминальная драма в какой-то момент превращается в настоящий боевик, в котором на этом сером фоне я почувствовал драйв и энергию, а уж благодаря настроению “революции” или просто неплохой погоне и занятным перестрелкам - не знаю. В фильме один из бандитов называет ситуацию “концертом по заявкам” - и это очень точно. Но этот концерт вам понравится.

Какой же стороны должен придерживаться зритель, за какую команду болеть и на кого делать ставки, если одни купаются в деньгах и зарабатывают их бандитизмом, а другие съехали с катушек, чтобы попытаться отстоять закрывающийся завод и взять немного на оставшуюся жизнь? Причем Седой, конечно, сильная личность, достойная подражания и любви, но сопереживать ему зритель явно не спешит, потому как он бесчувственен, пренебрегает людьми ради своих, как ему кажется, благих целей. Видимо на “Заводе”, как и в жизни, нет победителей, нет проигравших, есть только живые и мертвые. Да и сама картина - вроде как криминал, атмосфера сериалов НТВ, и актеры - знакомые нам лица из телевизора. Но происходящее на экране в итоге можно назвать фильмом, и очень хорошим, не сравнимым с современным НТВ-контентом. А значит, нет никакой правильной стороны, есть просто жизнь. И есть просто хорошее российское кино, которое в очередной раз напоминает о том, как важно оставаться Человеком. Если бы хотим эволюционировать как вид, об этом, к сожалению, многим всё еще нужно напоминать.

Никита КУЛИКОВ