Если вы хоть как-то находитесь в киношном информационном поле, то наверняка слышали о дебютном фильме Михаила Идова “Юморист”. Про него писали и говорили многие СМИ, блогеры, даже Face трек записал (отличная песня, кстати). Почему-то такое повышенное внимание во всех уголках интернета (точнее - большая рекламная кампания) меня немного смущало, и в кинотеатре я ждал очень средненький фильм. Благо, я ошибся. “Юморист” - отличная драма про нелегкую судьбу стенд-ап комика в 1984 году в СССР, сделанная с комедийным лоском.

Борис Аркадьев - довольно популярный комедийный артист. Он на афише вместе со Жванецким и Хазановым, например, да и сам спокойно собирает зал “Дзинтари” в Юрмале. На выезде - веселая разгульная жизнь, дома - принимающая это жена, проблемный сын-подросток и маленькая дочка. В общем, классический артист. Кстати, Бориса Аркадьева играет Алексей Агранович из труппы «Гоголь-центра». И это фантастический выбор: он читает шутки на сцене, которые по идее могут быть смешны, но зрителям фильма не смешно. Такой посредственный, “плоский” комик. В то же время в фильме есть момент, когда Борис Аркадьев становится “объемным” человеком. Не хочу спойлерить, но это очень сильная драматическая сцена: героя Аграновича забирают из дома и куда-то привозят, и вот там - крупный план, двигающаяся камера, нервный (идеальный) Агранович и зрительский трепет, будто мы смотрим на то, что вообще-то никогда не должны увидеть.

Визуально фильм вообще тоже очень достойный: хорошая операторская работа, декорации, выдержана стилистика 80-х. Видно, что старалась вся команда, и искренне обидно узнавать о том, что “Юморист” провалился на своём первом уик-энде, заняв 11-е место по сборам в стране (9 миллионов при бюджете в 97,5). Видно, это судьба хороших российских фильмов вроде “Завода”. Удивительно для меня, что ни «вДудь» с Идовым, ни Face, ни Данила Поперечный, ни “Эхо”, ни RTVI и куча всяких других ресурсов не смогли привлечь аудиторию на фильм. Восполняю пробел! Если вы еще не видели картину - советую!

Это очень качественная кинематографическая работа: сюжет постепенно становится все более динамичным, кроме Аграновича в картине прекрасно играют Юрий Колокольников и Алиса Хазанова, и, благодаря всем этим факторам, дебютант в режиссёре Михаил Идов создает отличный российский фильм. История, рассказанная в картине, конечно, актуальна не только для 1984. Это размышление о сегодняшнем дне, о современном юморе и цензуре, которые родом оттуда - из СССР. И единственное, что хочется пожелать режиссеру, перефразировав слоган фильма: “Снимайте такое кино, пока можно”.

Никита КУЛИКОВ