Природа искусства - важнейший мотив в творчестве многих художников, причем разных эпох, начиная с Пушкина, Лермонтова и их “Пророков”, заканчивая фильмом “Дом, который построил Джек” Ларса фон Триера. И если у классиков дар - от Бога, то у Триера, скорее, от Сатаны. Да и искусством свое ремесло называет лишь сам Джек, который, видимо, пытается решить “тварь” он “дрожащая, или право имеет”. Главная героиня фильма “Vox Lux” право-то как раз имеет. Причем дарованное самим Дьяволом. Успешная певица Селеста - это вся современная поп-культура в одном образе. Она объявляет свою музыку религией, называет альбом “Гласом света”, а значение имени - “небесная” - лишь подчеркивает дьявольскую природу ее творчества.

История юной певицы начинается в одной из типичных американских школ, где во время урока музыки мальчик Эктив врывается в класс и начинает стрелять во всех без разбора. Селесте повезло: она выжила после нападения “колумбайновца”. После тяжелого лечения в ней как раз и просыпается этот самый “глас”: видео с её выступления в церкви, посвященное жертвам теракта, становится вирусным. Крутой продюсер (Джуд Лоу) делает из Селесты поп-звезду, а юная девочка тонет в разврате и, как иронично подчеркивает режиссер Брэйди Корбет голосом Уиллема Дефо, теряет девственность вместе со всем миром (второй ключевой момент фильма - теракт 9/11).

Великолепная Натали Портман предстает перед зрителем в качестве уже 30-летней Селесты. Она устала и вымоталась. Впереди - важнейший концерт в ее жизни. Правда, в это же время певица умудряется поругаться с дочерью, сестрой и журналистами. Говорят, что сцена скандала с участием последних - отсылка к ситуации в Каннах 2011 года с Ларсом фон Триером, изгнанным тогда из высшего света на долгие 7 лет. Что ж, не удивлюсь, если это правда: Брэйди Корбет знаком с датским режиссером давно, снимался у него в “Меланхолии”, а про фильм “Вокс Люкс” говорят “вот что было бы, если бы Ларс фон Триер снимал картину “Звезда родилась”.

В день концерта случается теракт на другом конце мира: бандиты в масках одного из клипов Селесты расстреливают невинных на хорватском курорте. В третий раз просыпается Зло, облачившись в одежды своего, казалось бы, антагониста, а может, уже и проповедника. В “Вокс Люксе” искусство рождается с помощью дьявола, так же, как и в “Доме, который построил Джек”. Причем Корбет идет дальше - он соединяет теракты (худшие из преступлений над человечеством) и зрелищную музыку, намеренно упрощенную до тошноты (это качественная работа, за которую спасибо Sia).

Итак, всё по сюжету фильма вырисовывается в “портрет XXI века”. Видимо, не Селеста продала душу дьяволу, а всё наше общество, где каждый второй - маньяк, играющий в своем собственном шоу. И у кого-то это получается значительно лучше, чем у нас с вами, мирных читателей этого киноблога. Что ж, Брэйди Корбет, не знаю, насколько это наш с тобой общий портрет. Но размышлять над фильмом “Vox Lux” невероятно интересно, спасибо.

Никита КУЛИКОВ