Когда Роберт Паттинсон появляется на экране, непонятно, чем он занимается, где он находится и для чего. Вроде бы он на космическом корабле, но вокруг все формы слишком просты и грубы. Космос в иллюминаторе тоже не слишком красивый и фантастический, использованные в фильме эффекты не шокируют, а немного разочаровывают, что ли. Кажется, что меня, который пришел смотреть фантастический триллер, немного обманули.

Во время просмотра новой картины Клер Дени “Высшее общество” приходится смиряться с тем, что вокруг - сплошные условности. Невыразительный, точнее “несексуальный”, как выражаются критики, космический корабль - тюрьма. В нем находится группа заключенных с Земли, которые согласились на полет до ближайшей черной дыры ради науки. Кажется, что из этой черной дыры можно выкачать энергию. Проектом внутри корабля руководит доктор Дибс (Жюльетт Бинош), тоже заключенная, чьи преступления настолько ужасны, что о них мы не узнаем. Но главное, что миссия благородная - попробовать взрастить ребенка на космическом корабле. Правда, зритель узнает об этом к середине фильма: нелинейность сюжета, хаос общего повествования обращает внимание на то, что это, в общем-то, и не главное.

Каждый на корабле, конечно, одинок. Одинок и Монти (Роберт Паттинсон), которого мы в начале фильма видим играющим с дочкой. Только их вдвоем. На целом космическом корабле. Очень далеко от родной планеты. Поэтому для меня - фильм об одиночестве. В закрытой обстановке обнаруживаются все пороки человека: заключенные насилуют друг друга, теряют голову (во всех смыслах) и пытаются обрести покой в саду для выращивания органических растений. Неожиданность человеческих решений, соотношение биологического и социального в человеке, его природные инстинкты и стадии озверения - вот предмет исследования Клер Дени. Очевидно, что здесь плохо всем: ровное течение повествования обнажает боль героев картины.

Монти, конечно, тоже тяжело. Только благодаря этому персонажу можно выстроить, после просмотра картины, хоть какую-то линейную историю. И она не из приятных: подавленность, всепоглощающее одиночество, период воздержания, появление собственного ребенка после хитрой игры доктора Дибс, снова одиночество и взросление. Дочка становится спасением. Роберт Паттинсон в этом фильме играет буквально всё: он - космос, любящий отец, заключенный и собственная тюрьма. Невероятная роль. Да, и если опустить жанровое определение фильма - смотреть его точно стоит. В этом обществе избранных заключенных, “высших” людей, очень сложно не пасть низко. Пожалуй, единственное, что мог сделать Монти - вознестись. И тогда пропадут все условности: зачем их искать в жизни, которая и так одна большая условность.

Никита КУЛИКОВ