“Белая ворона — метафора, используемая в русском языке идиоматическим образом для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности” - примерно таким титром начинается фильм “Нуреев. Белый ворон”. Интересно здесь то, что режиссер Рэйф Файнс использовал исключительно русскую метафору - европейцы скорее бы сказали “паршивая” или “черная овца”. Но звучит оно, конечно, совсем не благородно. То ли дело ворон: величественность, грация и гордость, а ещё и белый, цвет чистоты и достоинства.

Собственно, идеальное название, как мне кажется. Нуреев и есть настоящий белый ворон: он не мог чувствовать себя комфортно ни дома, ни на занятиях, ни в Советском Союзе. Возможно, музей - вот пристанище настоящего творческого человека. Сам Рудольф Нуреев, если верить картине, пропадал там постоянно, находясь в поиске гармонии и новых смыслов искусства. Третьяковка, Эрмитаж, Лувр - в каждом были произведения, на которые он мог смотреть часами. В одном из эпизодов фильма французские коллеги привели Рудольфа в Нотр-Дам-де-Пари, и танцор сказал, что хотел бы здесь жить вечно. Где ещё может быть комфортно яркому артисту, самородку балета, как ни внутри архитектурного шедевра?

Во время гастролей во Франции Нуреев очень сближается с иностранными коллегами. Конечно, это не нравится советской власти. Куратор танцора пытается несколько раз объяснить ему, что вообще-то нельзя с этими либералами общаться, тем более по ночам гулять. Советский Союз Рэйфа Файнса кажется каким-то слишком снисходительным в этом фильме: минимум давления, угроз и насилия, что удивительно для зарубежной картины про нашу страну. Вероятно, это просто любовь режиссера к России (а она несомненно есть) - или сам феномен Нуреева, который просто не поддавался на давление системы? У каждого свой ответ на этот вопрос.

Можно много придираться к этому фильму в плане достоверности деталей и понимания эпохи, но Рэйфу Файнсу интереснее просто исследовать личность Рудольфа Нуреева, прикоснуться к величине, каких немного. Олег Ивенко (который играет Нуреева) прекрасно справился с ролью: точный образ, прекрасные танцы, необходимая высокомерность, пусть он даже по-английски в фильме говорит не так хорошо, как настоящий Нуреев. Фильм строится по принципу параллельного повествования сразу трех историй, что называется “детство”, “отрочество” и “юность”. Но неизменным в истории жизни Рудольфа остается то, что на любом этапе он -“белый ворон” - особенный и уверенный в том, что он особенный. Не так просто размышлять о судьбе великих, но эта картина вам в этом поможет, а, кроме прочего, подарит и отличные эмоции, и удовольствие от красивых танцев и прекрасной актерской игры.

Никита КУЛИКОВ