Картина «Синонимы» Надава Лапида рассказывает парадоксальную историю молодого израильтянина по имени Йоав (Том Мерсье), который пытается отречься от своей нации путем побега в Париж. Первые кадры фильма - сконструированный хаос: главный герой куда-то бежит, странно проговаривая синонимы слов. Камера едва успевает за ним, порой даже теряет; затем Йоав приходит в пустую, неотапливаемую квартиру, раздевается догола и пытается согреться под струей теплой воды. Выйдя из душа, он замечает, что все его вещи, вплоть до нижнего белья, были украдены. У него осталось только имя - и несколько историй из детства и юношества.

Йоав не раз предстает перед зрителем полностью обнаженным. Нагота - некая деталь,указывающая на неимение чего-либо у главного героя, ведь он всерьез отказался от своих корней, презирая традиции и язык своего народа. Ужасный, жестокий, озлобленный, несправедливый — этими эпитетами Йоав награждает Израиль, они для него синонимы.

Стечение обстоятельств складывается для главного героя наилучшим образом: молодая пара коренных французов находит бессознательное тело Йоава в ванной комнате и относит его к себе, комментируя все действия лишь одним словом: «обрезанный». Утром молодой Эмиль (Кантен Дольмер), беззаботный писатель, сын богатого бизнесмена, и его подруга, юная гобоистка, Каролин (Луиз Шевильот) совершенно обыденно и хладнокровно снабжают главного героя всем необходимым: мобильным телефоном, деньгами и одеждой. В общем, ведут они себя так, будто каждый день спасают от холодной смерти юных и красивых израильтян. В благодарность Йоав отдает последнее, что связывает его с прошлой жизнью, - сережку. Надев дорогое пальто, главный герой отправляется исследовать город. Он с жадностью изучает всё, что встречается ему на улицах Парижа: бездумно хватает в книжной лавке несколько открыток с портретами Курта Кобейна, Наполеона, Ван Гога, постоянно прокручивает в голове синонимы слов, осваивает язык. Он совершенно одержим Францией, хотя кроме новых друзей (и Селин Дион, да) он не знает ровным счетом ничего о стране, в которой пребывает. При этом считает себя полноценным французом.

Когда жизнь молодого Йоава становится более спокойной, в его голову приходит озарение: на уроках для беженцев он понимает, что не только его нация погибает; что национальный девиз Франции – пустые слова. Свобода,равенство, братство - всё иллюзия.

Что мы имеем в итоге? Йоав все так же обнажен, как и в начале фильма. Он тщетно пытается стереть себя. У него нет фундаментальных основ жизни, он не знает, для чего он в этом мире и каково его истинное назначение, поэтому он вечно бежит. Бежит из ниоткуда в никуда.

Ксения ПРАВДА