1920-е. Эпоха красивых костюмов, блистательного джаза и великолепных приемов. Вита Сэквилл-Уэст - известная светская львица, писательница, чьи романы продаются очень хорошо. Вирджиния Вулф вместе со своим мужем владеет издательством, которое выпускает книги в том числе самой Вирджинии. Хотя Вита намного коммерчески успешней Вирджинии, Сэквилл-Уэст в восторге от художественной ценности каждой работы Вулф. Они встречаются на каком-то мероприятии - и Вита с осторожностью начинает переписку, в результате которой завязывается роман девушек.

Письма, которые Вита и Вирджиния читают на камеру крупным планом, написаны на очень изящном английском языке. Конечно, режиссер Чания Баттон решила оставить оригинальные тексты. Каждое сказанное героинями слово пропитано личными ощущениями девушек. Такой подход к подаче материала, как мне кажется, создает некую условность в мире Виты и Вирджинии, превращает кино в театральную постановку. Режиссер на протяжении всего фильма делает акцент не на истории, не на биографии, а на чувствах - причем это совершенно не экспозиция чувств, а их глубокий анализ.

Очень красиво дополняет историю музыка. Изобель Уоллер-Бридж написала специально для фильма замечательный саундтрек в стиле электро-поп, который конечно, никак не раскрывает атмосферу эпохи, зато прекрасно подчеркивает условность истории. Это выглядит свежо, позволяет избежать рамок, в которые неизбежно заключен любой исторический сюжет. Спецэффекты позволяют красиво объяснить то, что невозможно описать словами. Мы словно погружаемся в океан мироощущения двух сильных женщин, где на счету каждая эмоция, каждый неловкий жест. Актерской игрой Джеммы Артертон и Элизабет Дебики хочется просто наслаждаться, у девушек получилось передать ту страсть и магию влечения друг к другу.

В какой-то момент игра Виты с чувствами Вирджинии переворачивается, и уже Вулф, создавая свой гениальный роман “Орландо” начинает владеть ситуацией. Писательница с непростой психической болезнью, которой тяжело контролировать себя, находит вдохновение и желание работать, по-настоящему загорается литературным текстом. Кому-то совершенно не по душе смелость романа, но Вита в нем сразу видит гениальность. Самые глубокие раны становятся заметными, и очень хочется сказать, что это - история счастья. Но в итоге остается только боль, одиночество и искусство - пожалуй, самые точные слова обо всей жизни Вирджинии Вулф. И пусть реальность в этой истории отходит на второй план, а в основе лежат чувства, все равно вокруг все кажется настоящим, несмотря на условность. Именно в таком сочетании, казалось бы, несочетаемых вещей лежит магия авторского женского кино, истории “Виты и Вирджинии”.

Никита КУЛИКОВ