Кино о войне в России - это обычно фильмы про подвиги солдат, героические поступки самых отважных на линии фронта. Такие картины призваны поддерживать патриотический дух и напоминать нам о том, какой ценой далась победа. Не всегда такие фильмы обладают большой художественной ценностью, ещё реже они удивляют. Но война - это не только сражения, битвы, стратегии и ссоры главнокомандующих. Великая Отечественная не закончилась 8 мая 1945 года. О том, как продолжалась война в СССР, и снял свой фильм молодой гений Кантемир Балагов.

Конечно, мы не случайно называем Балагова - гением. Дважды получавших призы в Каннах среди российских режиссеров совсем немного. Среди этих людей есть, кстати, и Александр Сокуров, чьим учеником был Кантемир Балагов. Ну а уж появление режиссера “Тесноты” и “Дылды” у Юрия Дудя можно считать достаточным основанием для всероссийского признания (потому что Канны - где-то там, а Юра в каждом смартфоне). Балагов находит историю вроде бы и про войну, а вроде бы и не совсем, ведь действие начинается первой послевоенной осенью. Молодая девушка Ия, которая уехала с фронта контуженной, служит в госпитале и помогает раненым солдатам вылечиться (а иногда и спокойно уйти на покой). Она растит мальчика Пашу, которого оставила ей на попечение фронтовая подруга Маша. В целом жизнь течет уже спокойно и размеренно, а если удаётся достать двойной паек, то значит день прошел удачно.

Проходит 20 минут от начала фильма, случается очень значимый для картины “plot twist”, который не стоит спойлерить, и в жизнь Ии возвращается Маша. Главным предметом размышления Балагова становятся взаимоотношения двух девушек, которые по отдельности и вместе стремятся к любви и пониманию, но “внутри них - руины”. Мне кажется, это очень точное описание (из синопсиса) того, что происходит с каждым после войны. Борьба продолжается внутри каждого жителя разрушенной от бомб страны, и продолжать эту борьбу ещё сложнее, чем на передовой, ведь внутри у каждого из них все тоже разрушено. Это люди, которые несколько лет стремились спасти себя, а когда угроза миновала, не смогли найти новую цель. Поколение, которое уже отдало свою жизнь, оставшись при этом зачем-то в живых.

Красные, желтые и зеленые краски создают в картине то, что сам Балагов назвал “ржавчиной жизни”. Оператор Ксения Середа (“Звоните ДиКаприо”, “Кислота”) использует практически одни только средние планы. Потому что если показывать ближе или шире, то становится по-настоящему страшно. Монотонность цвета, планов и ритма повествования создает “тяжесть” фильма. Смотреть такое кино непросто, но ещё сложнее - жить в таких обстоятельствах. За это кстати отвечают юные актрисы Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина - ещё один повод посмотреть фильм. Нужна определенная смелость, чтобы говорить о таких проблемах. Причем говорить так громко. Поэтому точно стоит поддержать Кантемира Балагова - проще всего это сделать, посмотрев его картину в кинотеатре. Прокат в «Нефти» продолжается.

Никита КУЛИКОВ