Первое, что необходимо понимать о фильме “Зеркало” - это Тарковский. Значит, художественная ценность практически неоспорима, а задача зрителя лишь приобщиться к шедевру. С этой мыслью смотреть Тарковского как-то проще (если вдруг вам тяжело). “Зеркало” - это очень спокойная история, глубоко философская. Попытка понять суть и предназначение человеческой жизни, одновременно с этим автор размышляет и о политике, истории, человеческих взаимоотношениях. Первый раз на большие экраны фильм вышел 45 лет назад. “Вечные” темы, конечно, актуальны до сих пор.

Жизнь с каждым днём уводит главного героя картины дальше от близких. В своем монологе он пытается докопаться до сути проблем, размышляет о своем детстве и юности, мечтает понять взаимосвязь между прошлым и настоящим. Реальность у Тарковского становится очень условна, непривычному взгляду (моему в том числе) непросто постоянно следовать за мыслью режиссера. Кажется, это тот самый фильм, который можно пересматривать кучу раз и постоянно находить что-то новое.

Очень важно в “Зеркале” то, как Тарковский пытается донести свои мысли. Сам факт того, что сначала он снял весь набор сцен, а лишь потом придумывал, как их клеить, указывает на некую бессвязность повествования с логической точки зрения. На самом деле, это позволяет фильму здорово удивлять, потому что нельзя представить, что будет дальше. Кроме этого, Тарковский использует хронику, смену цвета картинки, закадровый голос, поэзию своего отца в авторском исполнении. Все приемы придают картине метафоричности и образности, позволяют фильму быть не просто историей про самокопания. Однако при всём этом Тарковский, мне кажется, не ставит перед собой задачу высказаться. Важнее - задуматься и попытаться понять. Понять самому, в первую очередь, а нам, зрителям, лишь повезло, что мы можем стать частью этой серьезной и глубокой истории.

Каждая сказанная мысль, каждое прочитанное стихотворение имеет свой смысл, позволяет перенести свои размышления за грани картины. Одна из фраз в фильме меня очень вдохновила: “Книга — это не сочинительство, не заработок, а поступок. Поэт призван вызывать душевное потрясение, а не воспитывать идолопоклонников”. Разговор о предназначении творчества вообще очень важен для фильма. Конечно, в роли творца выступает сам Тарковский, для которого “Зеркало” - это попытка вызвать то самое “душевное потрясение” и у себя, и у зрителя.

Максим Горький определил жанр своей пьесы “На дне” как “картины”. Вот «Зеркало» с тем же самым успехом можно назвать “картинами”: о нашей жизни, философии, отношениях. Говорят, что в этом фильме свою лучшую роль сыграла Маргарита Терехова, а сама картина - чудовищная странность. Согласитесь, звучит очаровательно? После просмотра “Зеркала” я понял, что оно меня совершенно загипнотизировало. Картина не отпускала ещё очень долго, заставляя возвращаться в своей памяти к каким-то эпизодам и размышлять. Мне кажется, это чувство сладкого погружения очень дорого стоит.

Никита КУЛИКОВ