Однажды датский режиссёр Николас Виндинг Рёфн произнёс: “Мне удалось поработать с тремя великими актёрами современности: Ким Бодния, Том Харди и Райан Гослинг”. На сказанное можно отреагировать многозначно: поспорить, согласиться, посмеяться или покрутить указательным пальцем у виска — персона художника всё-таки обязывает. В любом случае, все трое фаворитов по-своему хороши. Бодния достаточно матёр в лице, Гослинг в правильных ролях органичен; ну а Харди действительно заслуживает отдельного разговора. Как раз после рёфновского “Бронсона” на этого артиста уже нельзя смотреть без интереса. В остальных же случаях Тому приходилось конкурировать с другими силачами по площадке: и Гордон-Левитт, и Ди Каприо, и Камбербэтч, и Олдман, и Стронг. Но в 2013-м году Стивен Найт — сценарист чумового “Порока на экспорт” — за несколько ночей снимает фильм “Лок”, оказавшийся для Харди хорошим шансом снова всех удивить.

Айвэн Лок — ответственный строитель и обладатель изящного BMW. Уезжая с очередного проекта, герой звонит семье предупредить, что домой сегодня не вернётся. Следом он сообщает своему коллеге об изменениях плана грандиозного строительства. Эти и другие телефонные звонки Лок принимает по громкой связи, и пока он — простывший, уставший, но упёртый — пилит из Бирмингема в Лондон — зрители весь фильм слушают рыдания, шутки, рассуждения, вопросы родственников, друзей, начальников, полицейских и кое-кого ещё.

Снять кино в закрытом пространстве с минимумом актёров в кадре и телефонной трубкой — штука не дивная (см.“Погребённый заживо” и “Телефонная будка”), но Найт крутит этим представлением достаточно умело. По сути, автор стрижёт идею “кино ради кино” под 0.3: рассказывает не скучную драматическую историю, отсекая кадры с визуальным присутствием второплановых персонажей, сохраняя режим реального времени. Получилось хорошо, но не стабильно. Иногда, чтобы показать важный для психологии Лока бэкграунд, режиссёр нелепо ссорит героя с зеркалом заднего вида. Зато успех в другом: прописанные с трудолюбием диалоги приятно развёртывают характеры других героев — чувство, что по ту сторону сидят живые и разные люди, создаётся неподдельное.

Если залезать в глубины, то “Лок”, во-первых, кино про человека, который решил начать бегать с понедельника и побежал; свободе и сложности принятия решений в картине отводится достаточно места. И, как известно, чем серьёзнее решение, тем серьёзнее последствия. Поэтому назойливая простуда и неблизкий путь — самые крохотные проблемы Айвэна. Во-вторых, фильм являет собой ценный урок по жизненному самообладанию и моральной правоте. Лок — выходец рабочего класса, сделавший себя сам, для него нравственность и чистая совесть — важнейшие головные установки. Бравый и честный образец, которого в довесок исполняет Харди — на чей счёт Рёфн всё-таки не ошибся.

Андрей Клинг