Группа классических русских бабушек, которых у нас в Ярославле можно встретить где угодно, собирается в Америке и опаздывает на похороны своей подруги Лили. “Они похоронят там ее без нас, жила в одиночестве, так и умрет” - это, как мне кажется, заход наподобие “Ну вы знаете Руса!”. Короче, совершенный абсурд. Как и вся история об “обаятельных маргиналах” в Америке. Именно поэтому зритель воспринимает эту историю близко к сердцу. На экране ты видишь свое окружение - родное, с понятной душой и менталитетом, и это с первого кадра позволяет влюбиться в героев и сопереживать им. По идее, из-за этого мы должны были бы любить фильм “Горько!”, но “Гив ми либерти” - это не “Гайдай какой-то”, а совершенно другая история.

Она начинается с замечательной русской локализации названия. Написать “Гив ми либерти” транслитом - идеальное решение, совершенно в духе фильма, где одни говорят на английском, другие отвечают на русском и все всё понимают. Возможно, речь как раз о свободе общения, о важности интернациональной коммуникации, потому что бабушки и похороны - это лишь одна сюжетная линия. Есть ещё линия девушки по имени Трейси, которая живет в американском гетто, ездит на инвалидной коляске и вообще чернокожая. Непростая ситуация. Истории Трейси и похорон Лили связаны с помощью одного микроавтобуса, за рулем которого сидит молодой парень русского происхождения Вик. Всем этим людям приходится ехать вместе, а химия между характерами вырастает в очаровательное роад-муви.

“Гив ми либерти” - абсолютное мультикультурное чудо. Это настоящий парад маргиналов, чьи интересы постоянно сталкиваются и порождают кучу смешных ситуаций и конфликтов. Вся комедия здесь рождается не на бумаге, а словно из воздуха. На переднем плане Вик спорит с каким-то чернокожим водителем из-за разбитой машины, а сзади бабули поют “Let my people go” под баян. Абсурд? Определенно. Очаровательно? Совершенно точно.

Но “Гив ми либерти” был бы совершенно плохой комедией, если бы просто шутил на тему культуры и маргиналов. Мне кажется, это еще и фильм о характерах, людях - разных снаружи, но совершенно одинаковых внутри. О том, как мы понимаем друг друга не с точки зрения цвета кожи, национальности, возраста или гендера, а с точки зрения личности. Для режиссера Кирилла Михановского очень важны жесты, мимика и особенно руки, которые он показывает крупно и часто. Именно поэтому фильм остается не на свалке современности, как тот же “Горько!”, а едет на “Санденс” и в Канны. Хорошая режиссура, интересные и продуманные герои, необычные ситуации и потрясающие очаровательные актеры (по большей части, непрофессиональные) - всё это рождает прекрасную комедию. “Гив ми либерти” - “маст хэв” для любителей жанра.

Никита КУЛИКОВ