“Теорему Зеро” — смотреть можно.

Стилистически она даже прекрасна. Широкоугольные объективы, бритый Кристоф Вальц, светодиоды, пёстрые костюмы и неаккуратные спецэффекты. Ещё звук, от которого ёрзаешь в кресле. Писк крыс, хруст костей, чесотка, “сбои компьютера” или легендарный скрип мела по доске подминают под себя диалоги с музыкальной темой. Зрелище, как обычно, до дискомфорта сюрреалистичное.

Известно, что создавая типа недалёкое будущее, Гиллиам на самом деле имеет ввиду нас, и весь тот антиутопичный кошмар с экрана происходит сейчас. Если в “Бразилии” Гиллиам сетовал на жуткую государственную систему, а из “Обезьян” сделал мастерскую историю про биологический коллапс, то в “Теореме” он берётся за смысл жизни.

В мире сейчас производится столько всего, что лишает нас необходимости друг в друге. Или отрывает от реальности. Смартфоны, ноутбуки, плееры, беспроводной интернет, порнография, телевизор и так далее. Список ужасно большой. Но это прогресс. И важно правильно этими технологическими дарами распоряжаться, а не строить вокруг себя забор. Поэтому первый смысл жизни по Терри Гиллиаму — это быть здесь и сейчас. Общаться, дружить, любить, делать ошибки и стараться их исправить. Рушить личную баррикаду, снимать колючую проволоку и становится открытым. И не забывать, человеку нужен человек.

О вопросе собственного предназначения кратко — быть кем-то, а не инструментом. Привет, “Бразилия”!

Но становится дурно, когда вспоминаешь про сценарий, написанный ярым фанатом Гиллиама, плюс вся эта история с финалом, мол, фильм раньше остановили и заканчивается он по-другому. Кажется, что щетинистый чудак, некогда тусовавшийся с Монти Пайтон, затеял всё это ради самолюбования. Либо, чтобы устало развалившись, зевнув, с хрипом сказать: “Эх, куда катится мир”.


Автор рецензии: Павел Клинг