В Ярославле только на экране киноклуба «Нефть» идет последняя картина французского режиссера Брюно Дюмона – «В тихом омуте» («MaLoute»). Лента-участница 69-го Каннского кинофестиваля была благосклонна принята кинокритиками, но наград не получила. Решение жюри логично: фильм не открывает новых горизонтов в киноискусстве. Но настоящие поклонники французского кино останутся довольны опытом Брюно Дюмона в жанре черной комедии.

Автор таких нетривиальных драм на социальную проблематику, как «Жизнь Иисуса» («LaviedeJesus»), «Человечность» («L`Humanite») и «Фландрия» («Flandres»), удивляет легкостью интонации и эксцентрикой формы. Предстают в новом свете звезды французского кино Фабрис Лукини, Жюльет Бинош и Валерия Бруни-Тедески, находя в карикатурных персонажах неожиданные акценты и яркие краски.

За гротеском и буффонадой видится авторское отношение к современной Европе, разговаривающей на разных языках, но стремящейся к единству. Этот конфликт прослеживается на примере двух семейств – нищих собирателей мидий Брефоров и аристократов ван Петегемов. Те и другие презирают друг друга, и этот конфликт вечен. Иллюзия примирения, возникающая на примере любовной линии простачка Малюта и красавицы Билли, Брюно Дюмоном бесцеремонно разрушается.

Фильм избегает декламаций. Брюно Дюмон снова выбирает позицию отстраненного наблюдателя, демонстрирующего проблему, но не стремящегося поставить все точки над «и». Сменив жанр, режиссер остался верен собственному стилю. Тем не менее отсылки к фильмам Жана Ренуара, Альбера Ламориса и Клода Шаброля вписывают фильм в контекст национального французского кинематографа. Повторяя пройденное, Брюно Дюмон становится адекватен современному тренду – возвращению классических традиций европейского кино в новых формах и проявлениях. Поэтому следующих фильмов французского режиссера стоит ждать с особым интересом.

Яна Гуляева