В киноклубе «Нефть» идет последний фильм корейского режиссера Пак Чхан Ука – «Служанка» (Agasshi). Лента участвовала в основной программе Каннского кинофестиваля, где ее окрестили «азиатским ответом «Жизни Адель». Но в «Служанке», обозначенной прокатчиками как эротический триллер, линия лесбийской любви определяет далеко не все содержание фильма.

Пак Чхан Ук прославился все на том же Каннском кинофестивале в 2003 году картиной «Олдбой», адреналиновым триллером с восточным колоритом. Но уже тогда было ясно, что новую звезду каннского небосклона менее всего можно назвать национальным корейским режиссером. Во-первых, редкие его картины становились востребованными на родине. Во-вторых, Пак Чхан Ук, выросший на европейской литературе и американском кино, снимает фильмы исключительно для западной аудитории.

Не стала исключением и его «Служанка». Постановщик, взяв за основу книгу британской писательницы Сары Уотерс, создал полижанровую картину в духе постмодернистского романа. Лента поделена на три части, каждая из которых решена в отдельной жанровой стилистике.

Начинается «Служанка» как традиционная авантюрная комедия. Мнимый аристократ (Ха Джон У) уговаривает молодую воровку из бедной семьи (Ким Тхэ Ри) стать служанкой одинокой леди Хидеко (Ким Мин Хи). Проныра мечтает по-быстрому женить знатную даму на себе, чтобы завладеть ее состоянием. Повествование ведется от лица служанки, ненароком влюбляющейся в свою госпожу. Во второй части ход фильма неожиданно меняет направление. Ракурс повествования смещается на госпожу Хидеко. Фильм обретет звучание эротического романа с аккуратными отсылками к Захер-Мазоху и Де Саду. И, наконец, в третьей части «Служанка» превратится в классическую драму о любви с коварством, обманом и счастливым разрешением.

На фоне этого умелого балансирования жанрами тема лесбийских отношений выглядит милой безделушкой, внедренной в картину для обеспечения интереса фестивальной публики. «Служанка», может быть, к огромному сожалению для кого-то, не стала новым манифестом свободной любви. Взамен Пак Чхан Ук создал крепкое жанровое кино, которое способно оставить приятное впечатление после просмотра.

Яна Гуляева