В киноклубе «Нефть» идут показы одного из самых лучших фильмов последнего Каннского кинофестиваля – триллера «Она» (Elle) Пола Верхувена. Спустя четыре года после экспериментального телепроекта «Одураченный» (Steekspel) известный голландский режиссер вернулся в большое кино, доказав, что находится в прекрасной творческой форме.

Новый фильм должен был сниматься в США с американской актрисой в главной роли. Но, по словам режиссера, задумка отпугнула всех претенденток. Тогда на центральную роль была выбрана французская актриса Изабель Юппер, которая не боится появляться на экране в экстравагантных образах.

Мишель – руководитель компании по производству компьютерных игр. Ее жизнь – череда словно бы случайных встреч с коллегами по работе, сыном, матерью, подругой, любовником и соседями. И всегда, даже в беседе с самыми близкими людьми, Мишель не скрывает собственного превосходства. Недаром в самом начале фильма героиня Изабель Юппер говорит про себя с предельной честностью: «Я конченый эгоист». По законам драматургии в жизни Мишель должно произойти какое-то экстраординарное событие, меняющее все координаты повествования. И оно происходит. Однажды среди бела дня в собственном доме Мишель жестоко насилуют.

Пол Верхувен мастерски воздействует на восприятие зрителя в сценах насилия через математически выверенную композицию кадра, ритмически точный монтаж и экспрессивное цветовое решение. Все выразительные средства кинематографа подчинены режиссерской задаче нагнетания ужаса. Но характерные для триллера жанровые элементы разоблачаются нетипичным поведением главной героини. Мишель не сообщает об изнасиловании ни полиции, ни близким людям. Напротив, она затевает со своим палачом хитроумную игру, из которой выйдет победителем.

«Она» Пола Верховена – традиционный постмодернистский фильм, который может оставить широкого зрителя в недоумении. При этом каждый при желании найдет свой ответ на расставленные в тексте вопросы. Но любая, даже самая стройная, интерпретация, от психоанализа до критики социального мироустройства, не способна заполнить внутреннюю пустоту, возникающую после просмотра фильма. Очевидно, принцип постмодернистской игры уходит в прошлое. Мир изменился и требует новых подходов к его осмыслению. Последняя работа Пола Верхувена неплохо смотрится на фоне современного фестивального кино, но все-таки не предлагает зрителю кардинально иного взгляда на актуальные вызовы времени.

Яна ГУЛЯЕВА