Посмотрел фильм "Коммивояжер" (2016 г., реж. А. Фархади)

Кратко: Очень непростая жизнь иранской семьи, переехавшей в квартиру с очень непростой судьбой

"+":

+ Завязка фильма состоит в том, что жена главного героя случайно впускает в дом незнакомца и... происходит нечто страшное. Что-то, что режиссер так и не показывает зрителю. Эта недосказанность является главным лейтмотивом "Коммивояжера", заставляющим работать все основные механики и конфликты картины. Придумано здорово, кадр, где камера застывает, а порог дома медленно и угрожающе открывается, запомнится надолго.

+ Главного "злодея" также за весь фильм не показывают, что придает колорита. В какой-то момент кино становится больше похожим на детектив, чем на социальную драму.

+ Т.к. это кино Иранское, то, конечно же, здесь есть социальный подтекст. Не все действия главной героини кажутся логичными, но в этом и заключается интерес. Там, где простая европейская тётенька после побоев пойдет писать заяву в полицию, жительница Тегерана даже не будет рассказывать об этом своим соседям. В общем, непросто живётся иранским женщинам, ставшим жертвами насилия.

+ Фильм без музыки. Всё как я люблю. На этот раз заявлен всего один композитор.

+ Интересно посмотреть на жизнь иранского театра и школы, благо главный герой обладает довольно демократичной манерой преподавания. Необычно видеть, как у них школьники относятся к учителям. Разве что селфи со спящим учителем, по всей видимости, вещь интернациональная.

+ Сцены из театральной постановки интересно перекликаются с жизнью главных героев. Реальность идёт в ногу с происходящим на сцене, за счет чего у героев появляется больше сцен для развития отношений между собой.

+ Есть котики, но их не так много(

"-":

- Фильм очень камерный, не яркий и не выразительный. Он довольно просто подан, пусть и со вкусом реализма, но вот мне после просмотра даже и рассказать особо нечего. На одной из афиш я прочитал фразу про сравнение Фархади с Ханеке, которое, на мой взгляд, совершенно неуместно. От фильмов Михаэля невозможно оторваться, они постоянно держат в напряжении и способны удивить (или отвратить) в любую минуту. Чего, увы, нельзя сказать о "Коммивояжере". Но кому-то придётся по вкусу.

- Не хочется спойлерить, но, скажем так, физические кондиции одного из героев концовки фильма у меня вызвали изумление. С другой стороны, нельзя не порадоваться за то, что в Иране старики ведут такой активный образ жизни.

- Два сердечных приступа за 10 минут экранного времени - откровенный перебор. Смотрится притянуто и неестественно, убивает весь драмматизм. По сути вместо одной концовки зачем-то сделали две.

- Зачем сделали главных героев театральными актерами, я так и не понял. В этом определенно должен быть какой-то смысл, кроме очевидных перекликаний с сюжетом пьесы, которую я, конечно же, не читал. Возможно, для лучшего понимания сюжета необходимо знание первоисточника.

- Как правило динамика повествования во многом держится за счет довольно большой частоты монтажных склеек, но это не то художественное средство, на котором должен выезжать хороший режиссер. Темп и внимание зрителя должно поддерживаться менее тривиальными способами.

- я так и не смог найти метафору разрушенного дома

Итого: Камерный фильм, лично меня не зацепивший

6.5/10

Алексей ФЁДОРОВ