Кратко: Папа любит дочку, которая пытается любить свою работу

"+":

+ Фильм - редкий образец преобладания содержания над формой. Полный отказ от визуальных средств выразительности, отсутствие постановочного света, музыки, нелинейного монтажа. При этом сама механика картины работает, повествование идёт и смотреть не скучно (но об этом ниже). Такие искусственные самоограничения - показатель большой режиссерской силы.

+ Актеры на высоте, но отдельно хотелось бы выделить главную героиню фильма. Невероятно широкий спектр актерской игры, и бизнес-леди, и дочь, и певица, и... впрочем, сами увидите

+ Прекрасно передана европейская бизнес-сфера. Люди, утром обсуждающие кейсы по вложению инвестиций, упарываются кокаином в клубах, занимаясь сексом с коллегами по работе. Еще отдельно выделю кадр румынских трущоб из окна конференц-рума, остроумный контраст.

+ различные мелочи, делающие большую работу по раскрытию сути фильма - от английского языка и вокала главной героини до костюмов в финале и сцены ожидания у лифта.

+ Есть несколько космически крутых сцен - день рождения главной героини, сцена пения, сцены 18+. Несмотря на то, что по большей части они сосредоточены под финал, фильм стоит посмотреть хотя бы из-за них.

++ Есть сцены сексуального характера, любителям извращенств понравится

++ В фильме нет музыки, но финальные титры появляются под the Cure - Plainsong. Очень точно выбрано, good taste.

"-":

- То, что я сейчас напишу, крайне субъективно и не влияет на общую оценку фильма, но лично мне неинтересно и даже смешно смотреть на откровения типа "мы ходим на работу, которую не любим", "какие бы разные вы не были, все-таки вы одна семья". Конечно, мне можно возразить, что все идеи кино уже давно избиты и вообще всё уже сотни лет назад написали Шекспир, однако...

- ...дело то как раз в этом, в нетривиальной подаче тривиальных идей. Недавно, например, вышел "Лунный Свет", который на совершенно... хм... "оригинальном" примере раскрывал нам идею про самоидентификацию личности. Другими словами - я видел намного ярче и харизматичнее фильмы на ту же тематику, что и "Тони Эрдман", и отсюда вытекает то, что...

- ...в фильме, на мой взгляд, мало запоминающегося контента. Да, я знаю, что есть такие специфичные фильмы, в которых "ничего не происходит", но у лучших представителях этого жанра есть своя изюминка и атмосфера. Чего лично я в "Тони Эрдмане" найти не смог.

- В картину совершенно точно была вложена социальная сатира высшего бизнес-общества, но на мой взгляд это совершенно не получилось. Ничего плохого в рабочей сфере главной героини я не увидел, так что для меня увиденное было скорее высмеиванием кретинизма Тони Эрдмана. Однако, в защиту картины стоит сказать, что кино всё-таки не об этом.

- Шутки в фильме смешные, но их не так много, даже для комедии положений. С другой стороны, сложно сказать, что это комедия, так что все происходящие на экране курьезы здесь скорее бонус к повествованию, а не основная канва фильма.

- Очень спорный вопрос о хронометраже - 162 минуты. Если ближе к финалу динамика разгоняется, то первая половина идёт ну проооооостоооооо ооооочеееенььь доооолгоооо... Лично я не скучал при просмотре, но мне кажется фильм бы ничего не потерял, если был бы покороче минут на 30. Ведь много людей эту картину даже до середины не досмотрят. А жаль.

- Если подытожить все мои размышления, можно сделать вывод о том, что фильм сделан для очень, очень узкой аудитории людей, восприятие которых скорее близко к кинокритикам, чем к простым зрителям. Перед просмотром дважды подумайте о том, к какой категории людей вы относитесь.

Итого: Крепкий европейский фильм про драматизм непонимания отцов и детей. Для усидчивых, думающих зрителей.

Буду смотреть первый фильм режиссера

7/10

Алексей ФЁДОРОВ