Мы все привыкли к стандартной схеме биографического фильма, в котором какой-то великий человек живет обычной жизнью, потом случается переломный момент, затем герой пытается с ним справиться, все это чередуется до конца фильма, и закадровый голос сообщает нам о признании или непризнании гения и оглашает дату смерти. И, вероятно, поэтому «Последний портрет» от Стэнли Туччи так удивляет и радует. Мы видим две с половиной недели жизни уже старого Альберто Джакометти (Джеффри Раш), который работает над портретом американского критика Джеймса Лорда (Арми Хаммер), но за этот небольшой временной промежуток сюжета, небогатого на события, фильму удаётся выполнить главную задачу для жанра - передать состояние и миропонимание героя. Одной из лучших сторон фильма является игра Раша и Хаммера. Последний хоть и делает почти тоже самое, что в недавнем «Зови меня своим именем», но смотрится Арми отлично и делает все как надо. Джеффри Раш же просто великолепен. Серьезно, одна из лучших ролей прошлого года. Не буду даже пытаться словами передать, лучше сами сходите. Но было бы неправильно говорить только об актерах, потому что режиссура и сценарий тут тоже отличные. Если вы видели трейлер, то заметили, как меняются оттенки красок от одной сцены к другой, в фильме же это происходит практически незаметно, и на таких тонких, едва уловимых моментах строится фильм. Каждая деталь работает точно, начиная от брошенного на скульптуру пальто и заканчивая позами художника и модели. Диалоги чертовски хороши. Из того, что запомнилось:

- Я не доверяю банкам. - Но вы же швейцарец! - Итальянский швейцарец!

Помимо всего прочего, Туччи ещё и играет со зрителем. Например, после сильного эмоционального куска включается веселая музыка, что кардинально меняет настроение и ритм фильма. В итоге мы получаем прекрасную игру актеров, раскрывшегося как режиссёр и сценарист Стэнли Туччи - и отличный фильм, пропускать который, как по мне, неправильно.

Фёдор Соколов