Новый фильм Михаэля Ханеке напомнил мне «Нелюбовь» Звягинцева. Помню, у российского режиссёра спросили: «Это так везде или только у нас?»

Фильм «Хэппи-энд» отвечает на этот вопрос.

Картина рассказывает историю богатой французской семьи, каждый член которой скрывает свою истинную сущность сразу за несколькими слоями грима. Главные герои так мастерски маскируются и так редко показывают что-то настоящее, что каждую деталь или реплику приходится анализировать, чтобы понять, каких же людей представляет нам Ханеке. В фильме потрясающий актёрский состав (Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Матьё Кассовиц), и все актеры тонко и виртуозно справляются со своей работой. Персонажи многогранны и сложны, поэтому они, вероятно, будут первой темой для разговора, когда вы выйдете из кинозала.

Но кроме отлично прописанных героев в фильме есть шикарная режиссура от австрийца Михаэля Ханеке. Сразу нужно предупредить, что фильм очень медленный, так что если вы такое кино не любите, то на «Хэппи-энде» придётся справляться со сном. Ну а те, кому подобные картины близки, смогут насладиться свойственными режиссеру долгими планами, зарифмованными эпизодами и красивыми кадрами. Ханеке строит фильм на противопоставлении внешнего и внутреннего, поэтому если вы видите дом спокойного розового цвета, не ждите, что вышедший из него человек будет светиться от счастья. Интересно и то, что режиссёр говорит о тотальном одиночестве, скрытности и непонимании с едва заметной улыбкой на лице, которая читается в некоторых деталях, репликах и, главным образом, в названии, потому что сказать «вот это я понимаю, счастливый конец» после этого фильма точно не захочется. Нельзя сказать, что это лучшая работа Михаэля Ханеке, но он смог сделать отличный и тонкий фильм.

«Хэппи-энд» строится как чеховская драма с персонажами, которые не являются ни хорошими, ни плохими, с малым количеством действия и с тем, что характеры персонажей раскрываются, благодаря еле заметным фразам и деталям. Ханеке показывает, что несколько лет назад словом «Любовь» ещё можно было назвать фильм, а сейчас оно уже не может существовать без приставки «не». Если вы любите тонкое и неочевидное кино, после которого нужно будет долго анализировать увиденное, то «Хэппи-энд» нельзя пропустить.

Фёдор СОКОЛОВ