Фильм-миф, фильм-притча, где выстроенная автором сюжетная линия постоянно балансирует между мистикой и реальностью, осознанием и предчувствием, иносказательностью и прямотой… Это в каком-то смысле фильм о «законах» жизни, которые непредсказуемы и нелогичны, об иррациональности судьбы, которая слепо и безжалостно идет по кругу, и неизвестно, в какой момент она настигнет тебя… И в этом смысле греческий режиссер Йоргос Лантимос, отдавая дань античной традиции – основе всей европейской культуры – заставляет поверить в то, что по большому счету за несколько тысяч лет в истории человечества мало что изменилось. На это недвусмысленно намекает и эпизод с «любимым фильмом» одного из персонажей – «День сурка» (всё повторяется). Кстати, именно в этом персонаже (Мартин, блестяще исполненный актером Барри Кеоганом) воплощены черты трикстера. Так что, если хотите увидеть, как выглядит настоящий трикстер, обратите внимание на Мартина!

Любители и знатоки авторского кино могут заметить в этом фильме отсылки автора к «Жертвоприношению» Тарковского - как в самой идее жертвы ради спасения, так и в отдельных эпизодах, в частности, в эпизоде с деревом, стоя у которого дочь главного героя поет Мартину об огне.

Это по-настоящему авторское кино, где всё, начиная от выстраивания кадров (от художественной «планки» некоторых кадров прямо-таки захватывает дух), игры света и тени, звукового и музыкального сопровождения, и заканчивая актерской игрой, подчинено авторскому замыслу – в фильм погружаешься как в увлекательный роман, оторваться от которого невозможно до тех пор, пока не дочитаешь его до последней строчки!

К тому же этот фильм имеет все шансы попасть в ближайшем будущем в списки новейшего культового кино, соперничая разве что с «Лобстером» всё того же Лантимоса!

Bruno