Меня всегда радовало то, что в кино не бывает «умерших» жанров. Казалось бы, фильмы ужасов уже давно никого не пугают и строятся по вымученному шаблону, но вдруг появляется классный «Оно» и великолепный фильм «Прочь». С байопиками все было примерно также. Тоскливейшие «Вселенная Стивена Хокинга» и «Девушка из Дании» вроде бы окончательно «допинали» жанр, но в этом году мы получили неплохую картину «Тёмные времена» и шедевральный «Последний портрет». Сейчас на экраны вышел «Довлатов» и окончательно вернул мою веру в биографические фильмы.

У Алексея Германа-младшего получилось, вероятно, главное - передать атмосферу начала 70-ых в СССР. За весь фильм вы не увидите ни одной яркой краски и ни разу не вдохнёте свежего воздуха. Вас будет заметать снегом, вы будете зажаты стенами коммуналок и будете кашлять от сигаретного дыма. Таков мир этого фильма, мир начала «заморозков» и правления Брежнева. Уже после получаса нахождения в этом пространстве вам захочется сбежать из него, и тут мы подходим к главной проблеме картины.

«Довлатов» оказался невероятно тяжелым фильмом. Последний раз я выходил в таком подавленном состоянии после картины «Иди и смотри», и если вы видели этот великий фильм Элема Климова, вы меня поймёте. «Довлатов» со своей давящей атмосферой, о которой я уже говорил ранее, и ощущением полной безысходности, как роулинговский дементор, высасывает из вас всю радость. И если бы в фильме не было нескольких невероятно смешных шуток, то значительная часть зрителей точно бы полезла в петлю после просмотра.
Алексей Герман-младший показал нам пространство, в котором ещё можно творить, но нельзя быть услышанным, ещё можно существовать, но невозможно жить, ещё можно спасаться, скрывшись за щитом иронии, но что делать, когда этот щит сломается, непонятно. «Довлатов» - это отличный фильм, который не хочется рекомендовать. Вы либо не почувствуете картину и будете смотреть то на часы, то в потолок, либо проникнитесь и выйдете из кинозала с ощущением безумной тоски и безнадеги.

Фёдор СОКОЛОВ