Кирилл Серебренников, безусловно, главный хулиган в современной российской режиссуре. Только он может вставить в текст «Маленьких трагедий» строчку Хаски, а самого репера сделать реинкарнацией пушкинского пророка. Только он может снять «Ученика», когда в стране насаждаются православие и, черт побери, духовность. И его новый фильм - это не менее хулиганская картина.

Начнём с того, что Цой сейчас является одной из самых сакральных фигур в России. Музыкант оказывается либо символом новой эпохи («Асса»), либо супергероем («Игла»), либо «духовной скрепой» (вспомним «Кукушку» в исполнении Полины, прости господи, Гагариной). Но в фильме «Лето» мы видим Цоя иногда робким, иногда бунтующим, можно сказать, подростком. Для него важно мнение Майка, показанного в фильме этаким «крестным отцом» питерского рока. А его отношения с Натальей охарактеризованы фразой «детский школьный роман». Серебренников показывает нам парня, которого можно назвать не иначе как «Витька».

Ещё до премьеры было много критики в адрес картины. Обвинения сводились к двум тезисам: «Все враньё!» и «Рома Зверь - не Майк, а какой-то там кореец - не Цой!». Фильм отвечает на обе претензии. Во-первых, на экране часто появляется Скептик, одетый как хипстер и постоянно напоминающий табличкой «Этого не было», что «Лето» - художественный фильм. Во-вторых, Тео Ю и Рома Зверь отлично справляются со своими ролями. Кореец, не владея русским языком и заучив свои реплики, точно воплотил тот образ застенчивого парня Витьки из ПТУ, о котором я написал выше. А Майк в исполнении Ромы Зверя получился сложным и многогранным героем, поэтому забываешь, что его играет непрофессиональный актёр. Режиссёр будто подмигивает всем критикам, мастерски оставляя их в

дураках. «Лето» изобилует музыкальными номерами. Большинство из них, что называется, ламповые, передающие атмосферу квартирников, встреч у костра на пляже или сдержанных выступлений в рок-клубе. Но есть и такие, где отовсюду прут драйв и веселье, правда, после этого всегда появляется тот самый парень с табличкой. Кроме того, в картине очень много ярких визуальных решений: анимационные детали, переходы с черно-белого на цветной и текстовые вставки. Все это цепляет зрителя и переводит фильм на новый уровень.

Серебренников снова снял яркую, профессиональную и, самое главное, хулиганскую картину. Поэтому «Лето» является для меня одним из лучших фильмов года.

Фёдор СОКОЛОВ