Вот и я познакомился с легендарным Ларсом фон Триером, чье имя я слышал постоянно в течение последнего месяца. Неудивительно, ведь его “Дом, который построил Джек” - первый фильм режиссёра за последние 5 лет. И первое кино Триера, которое посмотрел я. Конечно, не последнее, потому что я удивлен и заинтригован его киноязыком. Пожалуй, такого я ещё не смотрел, а что-то новое открывать для себя - это всегда замечательно.

Фильм рассказывает историю Джека, мужчины с обсессивно-компульсивным расстройством, который убивает людей. Во-первых, Мэтт Диллон очень круто справился с непростой ролью, и за это Триеру тоже спасибо. Во-вторых, если бы это был просто фильм про убийцу, это было бы скучно. Как по мне, это такое философское высказывание об искусстве и о том, как оно рождается: не только в созидании, но и в разрушении. Ларс фон Триер считает, что происходившее в тоталитарном обществе (и при Сталине, и при Гитлере) тоже можно считать искусством. Свастика, конечно, размыта и в связи с высказываниями Ларса фон Триера о фашизме выглядит особенно провокационно.

Это жесткое и жестокое кино (как и многое у Триера, как я понял). Говорят, что в Каннах на премьере многие уходили посередине фильма, не выдержав, видимо. Для меня тоже какие-то моменты были за гранью (с удовольствием бы сказал, о чем я именно, но это спойлеры). Жестокие сцены параллельно с философскими диалогами под классическую музыку - это интересное противопоставление низких, подлых убийств с высоким искусством. Тут ты понимаешь, что этот фильм - не просто интересный сюжет, а ещё и нечто сродни каким-то научным трактатам. Триер анализирует сущность человека и его действий, и, возможно, при меньшей жесткости картины такого эффекта бы не возникло.

Отдельный восторг вызывает финал, который таким зрителям, как я, то есть не очень любящим жестокость и насилие, даёт надежду на лучшее. Как раз в самом конце есть момент, когда смотрящий по-настоящему начинает сопереживать Джеку, несмотря на его мерзкие и ужасные поступки. Как Триер такого достиг - за гранью моего понимания, но восхищения это не отнимает. Я считаю, что если есть у вас есть терпимость к жестокости - фильм определенно смотреть стоит, ведь, помимо всего, о чем я написал, кино глубокое, с отсылками к поэту Вергилию и художнику Эжену Делакруа. Плюс отличная операторская работа, Ума Турман в начале фильма (как она очаровательна и в то же время раздражает, ух!), “Fame” Дэвида Боуи и ещё множество вещей, которые вы для себя отметите. Да, здесь надо много думать, но от этого становится ещё интереснее.

Никита КУЛИКОВ