Думаю, что многие слышали про “великое итальянское кино” - про Бертолуччи, Соррентино, Феллини и многих других замечательных режиссеров. Их картины принадлежат другой эпохе, зенит которой уже прошел. Однако если представить себе хороший итальянский фильм, без привязки к режиссерам, просто немного поразмышлять о том, как он должен выглядеть, об атмосфере и настроении, которые должна передавать картина, тогда “Счастливый Лазарь” идеально впишется в ваше представление. Это третий фильм режиссера Аличе Рорвахер, которую уже называют новой звездой итальянского кино, а самого “Лазаря” - возрождением той эпохи.

Сам фильм представляет собой историю из двух глав. В первой мы знакомимся с жизнью в деревенской общине, где-то в забытом Богом месте. Больше 50 человек трудятся на благо “табачной королевы” маркизы де Луны, находясь по сути в рабстве. Лазарь - спокойный и безотказный юноша, который не знает своих родителей. Для него близкие - все (а значит - никто). Его безотказностью пользуется каждый вокруг, и всех устраивает такой расклад. Однажды маркиза со своим сыном Танкреди приезжает в общину, чтобы проверить расклад дел. Случайным образом Лазарь знакомится с Танкреди, и они сближаются. Неожиданно избалованный сын маркизы решает разрушить идиллию матери-эксплуататора и имитирует свое похищение. Дочь управляющего решает позвонить в полицию, вследствие чего люди из общины получают свободу, а Лазарь в лихорадке во время поиска Танкреди падает с обрыва.

Конечно, “Счастливый Лазарь” - это притча, и весь социальный аспект картины играет лишь второстепенную роль. Сам юноша по всем библейским законам должен воскреснуть - так и происходит. Тут начинается вторая глава. Прошло двадцать с лишним лет, то местечко уже заброшено, а жизнь течет по другим законам. Но сам Лазарь не изменился никак - он все такой же молодой, добрый, спокойный, безотказный. Святой, одним словом. Добравшись до мегаполиса (Лазарь все еще ищет Танкреди), он находит своих бывших сожителей. На окраине. В нищете. Словно, в их жизни ничего не поменялось, только место маркизы занял банк - «персонаж» ещё более прямолинейный и неподкупный.

Мне кажется, что главный герой этого фильма совсем не Лазарь, ведь с ним изменений никаких не происходит. А само время, которое течет, меняется, а найти в нем себя - вот главная задача. Об этом рассуждает Аличе Рорвахер в своей притче, снятой, словно незатейливая детская сказка. У изображения на экране даже скруглены углы, будто у старой потертой открытки. Однако перед нами история, за которой прячется серьезное рассуждение о времени и сути бытия. И в целом, картина - яркое и нетипичное высказывание, которое приковывает к себе внимание своей непохожестью ни на что. А за сценарий эта работа даже получила приз в Каннах. Пожалуй, перед нами самый неожиданный фильм 2018 года, который не поздно увидеть и в наступившем 2019-м.

Никита КУЛИКОВ