“Наше время” - фильм Карлоса Рейгадаса - был участником конкурсной программы Венецианского кинофестиваля и полюбился очень многим российским кинокритикам. Это - любовная драма, история отношений двух мексиканских интеллигентов: поэта Хуана и учительницы английской литературы Эстер. Всё происходит на фоне удивительной мексиканской природы, которая, кажется, проживает вместе с героями их личную драму.

Всё начинается с кадров детей, играющих у воды. Потом - подростков, пьющих пиво и тесно общающихся между собой под деревьями. Затем - взрослых, которые обсуждают какие-то рабочие вопросы. Этакая “энциклопедия мексиканской жизни”, почти как пушкинский “Евгений Онегин”. Режиссер даёт нам возможность узнать об интересах и увлечениях разных поколений мексиканцев. Замечу, что какой-то уникальности и резкого отличия я не увидел. Важнее в картине течение времени. А оно движется постоянно, размеренно и неустанно. Первые минут 30 может показаться, что не происходит вообще ничего. Но в этом фильме (как и в “Онегине”, кстати) совершенно не важен сюжет. Зритель следит за каждым выдохом, мыслью и чувством. Из этих моментов, как из маленьких кирпичиков, строится вся картина.

Собственно сюжет начинается, когда американец Фил, объездчик лошадей, приезжает на ранчо по работе. Эстер обращает на него внимание, и с этого момента начинаются, как написано в синопсисе, “игры интеллектуалов”. Понять нам эти игры призвана помочь и работа актеров, и камера оператора, которая в этом фильме очень хороша. Рейгадас стремится в первую очередь показать течение времени, поэтому планы - долгие и выверенные, а хронометраж - 3 часа. Со временем в Эстер и Хуане происходят важнейшие изменения, по сути - настоящее взросление. Герои учатся чувствовать по-другому, пытаются понять друг друга, а финал оставляет решение за зрителем - получилось у них это или нет.

Ещё одна особенность картины - Карлос Рейгадас одновременно и режиссирует картину, и играет главную роль (Хуан). Его жена играет Эстер, а их реальные дети - дети в фильме. Поэтому “создавать” семью в кадре им не пришлось, и этот реализм очень круто выглядит, если честно. Рейгадас в одном интервью сказал, что актерская работа позволила ему влиять на ритм картины изнутри. Возможно. Думаю, я недостаточно компетентен, чтобы это уловить. Но в чем я уверен, это в том, что у Карлоса Рейгадаса получилось создать очень серьёзную картину, которая будет актуальна везде, ведь речь о людях, таких же, как мы с вами. Наполняя фильм множеством образов, он заставляет нас обращать внимание на каждую деталь, иначе не почувствовать многослойность “Нашего времени”. Картина такая же непростая и многогранная, как и само наше реальное время.

Никита КУЛИКОВ